27.09.2017
22200
Старообрядцы на протяжении столетий подвергались гонениям светских и церковных властей, жили, ища уединения и независимости. Все согласятся с тем, что жизнь старообрядцев протекала в суровых условиях. Это сказалось на их характере, на нравах и обычаях и взаимоотношениях.
В быту каждый важный момент жизни был связан с определенным ритуалом или обрядом.
Семейские сохранили в своей культуре много положительных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, завидное трудолюбие, веру в себя, старую русскую национальную одежду, - чистоту души и тела.
Глава семьи являлся блюстителем бытового уклада. Домочадцы ему подчинялись во всем, соблюдая жесткие патриархальные порядки. Семья скреплялась нравственным авторитетом старших, их почитали и уважали.
Семейские не пьянствовали, не курили табак, не брили бороды. Кто курит, тот бога от себя турит. Старообрядцы любили праздники, умели хорошо их проводить. Обычаи и обряды годового цикла были широко представлены в народном календаре. Благодаря тому, что они ежегодно повторялись, через эти обычаи и обряды передавалось культурное наследие новым поколениям. Забвение обычаев вело к падению нравов, к деградации народной культуры.
Прекрасно осознавая ценность здоровья в крестьянской жизни, старообрядцы Забайкалья всеми доступными им способами старались укрепить его.
О здоровье забайкальских староверов хорошо отзывались и декабристы. Андрей Евгеньевич Розен о семейских писал: «... народ сильный и здоровый. Они поддерживают свою крепость, свое здоровье прилежным трудом и здоровою пищей». Он также констатирует, что «они не употребляют ни табаку, ни чаю, ни вина. ни лекарств, все это почитают за грех». Относительно приема лекарств старообрядцами необходимо уточнить. Они не принимали снадобья, рекомендованные официальной медициной, а средства народного врачевания были у них в большом употреблении.
Исследователь Осокин тоже отметил: «Ведя более правильную жизнь, не злоупотребляя вином, табаком, распутством, семейские дали краю крепкий, здоровый, сильный и красивый тип населения».
Постоянный размеренный труд, здоровая пища, правильная жизнь, отсутствие вредных привычек — вот основа здоровья семейских. Но проникновение буржуазных отношений в старообрядческую деревню, постепенное разрушение бывших патриархальных устоев в крестьянских семьях, не могло не повлиять на крепость староверческих запретов.
Распространенное понятие того времени корчемство – это тайное изготовление, провоз и продажа предметов, обложенных акцизом (вино, пиво, табак, соль), всего чаще под Корчемством подразумевают тайный провоз и продажу вина.
В донесении брянского сельского головы в Тарбагатайское волостное правление в октябре 1857г. отмечается, что по проезду по всем селениям Тарбагатайской волости, корчемства замечано не было, да и крестьяне здешней волости вовсе не имеют понятия о выкурке корчемного вина. При возникновении будет строго пресечено и будет представлен для примерного взыскания по закону.
В 1835 году в Тарбагатайской волости, состоящей из тринадцати селений, было всего три питейных дома. Они располагались в самых крупных селах: в Тарбагатайской слободе, Куйтуне и Куналее. Причем в двух первых населенных пунктах значительную прослойку составляли крестьяне-сибиряки и карымы. Только в Куналее проживали в основном старообрядцы. Пуд ржаной муки стоил до 2 рублей. Ведро простого вина оценивалось 10 рублями. Земледельцу за месяц работы платили тоже 10-11 рублей. «Чаю, табаку, лутчих виноградных вин в продаже не имелось»
Известно, что до середины 19 века, в Забайкальской и Якутской областях потребление вина сельским населением было самым низким в Сибири.
Меньшее потребление вина в Забайкалье объясняется тем, что существенную часть населения составляли староверы, у которых пить вино запрещалось.
Но уже примерно через тридцать лет обстановка круто меняется. В Тарбагатайской волости, в 1866-1867 годах купцом И. Ф. Голдобиным устраивается винокуренный завод. В 1867 году в Мухоршибирской волости насчитывалось 26 питейных заведений, а в Бичурской — 10. В Урлукской волости действовало 60 питейных заведений.
В Тарбагатайской волости к 1896г. насчитывалось 8 питейных заведений. А в 1901 г выдано для торговли Табачных свидетельств – 9, Для питейных заведений - 12.
Рост численности населения, привёл к малоземелью. Надельной земли на душу населения в больших многолюдных староверческих селах приходилось мало. Получают развитие отхожие промыслы, ремёсла. В села нахлынули торговцы разных мастей.
У населения появились невиданные до этого деньги, заработанные на приисках, на железной дороге, извозом, ямщиной. С пуском винокуренных заводов легче стало сбывать хлеб, иногда за сданный на завод хлеб предприниматели платили натурой, то есть спиртом.
Судя по материалам одной из статей газеты «Сибирь» 1882г., огромная масс масса денег расходуется следующим образом: одна треть этих денег поступает в уплату податей и различные общественные повинности; другая треть попадает в кабаки; последняя треть на покупку хлеба у купцов и собственно на домашние крестьянские расходы.
Там же с горечью отмечается, что «с уходом рабочего на прииски, пашня его остается не обработанной, и хлеб он должен покупать... Земледелие падает, торговля в застое, а край во всем терпит дороговизну! Цветут только золотопромышленные компании да кабаки. Вдвое цветет тот, кто золотопромышленник и кабатчик вместе...».
Но при этом среди семейских, завербованных на добычу золота почти не заметно обычного среди приискателей разгула. Этим умело пользовались золотопромышленники. Они прекрасно учитывали здоровый образ жизни и физическую и духовную крепость крестьян-староверов и при найме на золотые прииски отдавали предпочтение именно семейским. Ибо здоровый семейский мужик на приисковых работах трудился один за троих.
Работа на приисках пагубно отражалась на физическом и духовном здоровье народа. Об этом писали все исследователи, отмечая «Уход на золотые прииски — дело не благородное. Ибо оттуда молодые приносят страсть к водке, табаку, картам и сквернословию, которые считались грехом.»
Корчемное дело ставится на широкую ногу. Кабаки проникают и в семейские села. Но народ не дремлет и всячески борется с этим злом. Отношение русского населения Забайкалья к водке было однозначным. Водка — это зло. А со всяким злом нужна энергичная борьба. И люди боролись за трезвый здоровый образ жизни всеми способами. Активно в это благородное дело включался фольклор, действовали рациональные запреты, религиозно-нравственная назидательность. Народная мудрость наставляла: кто вино любит, тот себя губит; меньше пить, дольше жить: с вином поводишься — нагишом находишься; пьяный храбрится, а проспится — свиньи боится; у него совесть в бутылке задохнулась" и т. п.
Стали появляться сочинения религиозно-нравственного содержания, которые часто ходили в рукописях, особенно среди старообрядцев, например «О хмельном питии…»
Курение табака в старообрядческом обществе всячески преследовалось и пресекалось. «Кто из православных христиан дерзнети пити табак, да будет проклят». С табакуром «не молиться, не есть, не пить, ибо он предался в руки бесов мрачных. Когда умрет, то и гроба ему не давати, но бросить в яму или овраг на съедение зверям».
В обиходе крестьян-старообрядцев нередко употреблялись и такие выражения: «Кто курит табаки, тот хуже собаки», «кто курит, тот бога от себя турит».
Словом, пропаганда против пьянства и курения велась всеми доступными крестьянам способами.
Когда религиозно-этические и рациональные запреты не действовали, то прибегали крестьяне-общинники к крутым мерам общественного воздействия. Конечно, это были вынужденные формы воспитания или даже принуждения, дабы уберечь общину, сельское общество от пагубного увлечения водкой и табаком, от распространения винопития и табакокурения, а также с целью предотвратить разрушение нравственных устоев общества. Эти пороки осуждались не только внутри общины староверов, но и у соседнего населения. Осуждение семейскими лени и пьянства у сибиряков зафиксировали декабрист Розен и этнограф Максимов, который писал «Сибирским народом недовольны как бичурские семейские так и мухоршибирские... Хозяйство у них — второе дело. У нас молодняк до 20 лет водки не смеет пить, а у тех (сибиряков) ему и в этом воля. Казаки же народ совсем гиблой и не домовитой».
Как видим, молодым людям у старообрядцев Забайкалья запрещалось пить вино до 20 лет. Обычно молодой человек пригублял рюмку водки или вина в первый раз только в день свадьбы. Свадьбы справляли сдержано. Выпивали мало. С одной четвертью отводили всю игру. В каждом доме пили маленькими рюмочками.
Женщины, как правило, не пили горячительные напитки в течение всей жизни. Поэтому даже в 50-55 лет семейские женщины выглядели довольно моложаво, лет на 10-12 моложе своего возраста. Этому способствовали здоровый труд, без надсады, равномерно распределенный между всеми членами семьи, здоровая пища, согласованность супругов во всех делах, отсутствие вредных привычек, и естественная нормальная физиологическая жизнь без перерыва беременности, без вмешательства повитух.
К мерам общественного воздействия отнесём всеобщее осуждение опустившегося человека, церковное проклятие, опойц не хоронили на общем кладбище, в пьющую семью не выдавали дочерей замуж.
Неподдающиеся исправлению алкоголики (а их в ином селе было 2-3 человека) служили объектом для всенародного осуждения и порицания, являлись наглядным отрицательным примером. Обычно крестьяне, указывая на пьяницу, внушали молодым: «Сгиб-пропал человек, а мог быть хорошим хозяином: руки-то у него золотые, а рот говенный. Нет того молодца, который поборол бы винца».
Выпивох при таком отношении было мало или даже в больших сёлах не было совсем. Если все перечисленные способы воздействия не оказывали на пьющего должного влияния, то прибегали к весьма старинному исправительному средству. У волостного правления устанавливали столб, к нему привязывали на некоторое время (на день, на три), смотря по провинности, человека, по какой-либо причине пристрастившегося к выпивке. Каждый прохожий осуждал, бранил, ругал бедолагу. Некоторые старушки даже плевали на пьяницу.
Пе́тер Симо́н Палла́с немецкий и русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и путешественник во время своей Российской экспедиции летом 1772 году проезжая через село Тарбагатай описывал: возле волостной управы к столбу в колодках был привязан мужчина, а местные мальчишки бегали вокруг и писали на него. Жители пояснили, что наказание ему за то, что он запил в страдную пору (сенокос).
Эта средневековая мера — выставлять человека на всеобщий позор была, конечно, вынужденным, но эффективным профилактическим средством. Повторно на такой позор мог пойти только совершенно опустившийся или неизлечимо больной человек. Позорный столб — мера крайняя. В основном староверы старались воспитывать человека высоко убежденного в полезности существующих запретов, развитого умственно и нравственно. Для этого они предпринимали очень тонкие способы воздействия на человека, на его психику, на его ум, на его эмоциональное восприятие, на его чувства.
Даже материальные соблазны и выгоды не могли поколебать их преданности своим заветам и обычаям. Так, они терпели земельную нужду, но не вступали в состав более богатого общества, в котором не запрещалось курение табака, хотя семейские могли бы за их счёт получить дополнительные земельные участки. Курить — грех, с табакурами общаться — тоже грех.
Газета «Забайкалье», № 63 за 1902 год приводит тоже яркий пример противодействия староверов проникновению кабаков в их сёла. «Село Большой Куналей — жители в нем — народ зажиточный — семейские. С 1 января хотели открыть питейное заведение, но против этого восстали старики-наставники, уверяя односельчан, что они таким путем попадутся в лапы сатаны, и за такое деяние будет божья гроза, крестьяне отказали от открытия общественного кабака. Один из верхне-удинских виноторговцев предлагал куналейцам 1000 рублей за приговор в его пользу, но куналейцы и этого не хотели...»
В августе 1914 года сельский сход этого же села в целях борьбы с пьянством постановил закрыть в селе казённую винную лавку. В документе говорится: «Должностным лицам волостного и сельского управления поручается строго следить за тайной продажей вина и на виновных составлять протоколы и наказывать». Протокол подписали 568 домохозяев".
Таковы некоторые интересные материалы о способах охраны здоровья, о методах и средствах борьбы против пьянства и курения табака, которыми пользовались русские крестьяне - старообрядцы Забайкалья на протяжении XIX и в начале XX века. В их действиях проявлялся не только инстинкт самосохранения, но твёрдое осознание пагубности пьянства на людей. Накопленный народом опыт борьбы с негативными развращающими явлениями в русском обществе, несомненно может быть ценен и в наше время, когда борьба с пьянством повсеместно ослаблена.
О вреде пьянства и мерах по борьбе за трезвость, это один из пунктов Постановления освященного собора русской православной старообрядческой церкви (состоявшегося в Москве 20-22 октября 2009 года). Там говорится на поминальных обедах по умерших Освященный Собор не благословляет подавать спиртные напитки; воспрещает устраивать несвойственные христианам попойки. И предлагается обратиться к Правительству Российской Федерации с предложением об ограничении производства и реализации спиртных напитков и о запрете их рекламы.
Нужно, по крайней мере, чтобы люди осознали причину вымирания населения России. Осознали, насколько большую роль играют в этом табак и алкоголь. Нужна единая политика всего государства, единые подходя и методы и грамотная активная социальная реклама, особенно воздействующая на молодежь.
Глядя на карту мира, можно отметить, что все в порядке с демографией у трезвых индусов, у трезвых китайцев, у трезвых мусульман. В странах, где они живут, государственная монополия на все средства массовой информации, и никто не развращает и не спаивает народ. А кто сейчас исчезает с лица Земли? Пьющее белое христианское население.
Сейчас трудно вернуть в полной мере семейную обрядность. Да и нужды нет, поскольку иное время, другой, современный уклад жизни. Но, тем не менее, это часть нашей истории, культуры, быта. Думается, что общество, находящееся на более высокой ступени своего развития, не может игнорировать рациональные крупицы народного опыта.