21.05.2018
20636
«Счастье - это когда с работы с удовольствием идешь домой,
а из дома с удовольствием на работу».
Одним из важнейших условий сохранения и восстановления здоровья личности является профилактика эмоционального «выгорания, сгорания». Синдром эмоционального выгорания или сгорания (от англ «burn out» - «выматываться») - термин, предложенный в 70-е годы прошлого века известным американским психиатром, психологом Х. Дж. Фреденбергом. Синонимы «синдром профессионального сгорания», «профессиональная деформация». В настоящее время «синдром выгорания» признан проблемой, требующей медицинского вмешательства и выделен в МКБ-10 в отдельный диагностический таксон Z-73 (проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью).
Под ним понимают специфическое состояние, в котором часто пребывают люди помогающих профессий - медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники, священники, юристы, спасатели, пожарные. Это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, развивающееся в результате хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Синдром проявляется нежеланием идти на работу, усталостью, депрессией, нарушениями сна, памяти и внимания, повышенной подверженностью соматическим заболеваниям, снижением активности, утратой интереса к повседневной деятельности, ощущением ее бессмысленности, желанием избежать исполнения своих обязанностей, а также употреблением алкоголя и других ПАВ с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и суицидального поведения. Снижается интерес не только к профессии, но и к жизни в целом. Возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств.
Синдром "сгорания" не возникает внезапно, скорее можно сказать, что это процесс, в котором сам человек активно участвует. Исследователи выделяют три стадии этого синдрома.
Фаза напряжения. Включает в себя симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», (когда человек всему придает особое значение); симптом «неудовлетворенности собой» («пока мало знаю», отмечается у 100 % специалистов); симптом «загнанности в клетку», симптом «тревоги и депрессии».
Фаза резистенции. Характерны симптомы «неадекватной избирательности эмоционального реагирования», «эмоционально-нравственной дезориентации», «расширение сферы экономии эмоций»(эмоции выходят за рамки работы), «редукции профессиональных обязанностей».
Фаза истощения. Симптом "эмоционального дефицита" («хочу переживать, а нечем») - ощущение, что эмоционально уже не может помогать людям, не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации. Симптом "эмоциональной отстраненности", пропадает критика к своей холодности. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Ее почти ничто не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. Симптом "личностной отстраненности, или деперсонализации". Отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку, циничное отношение к нему. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций – «с ним приходится что-то делать». Симптом "психосоматических и психовегетативных нарушений" - проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства. Порой даже мысль о субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, неприятные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.
Помимо этих симптомов нами был выделен очень часто встречающийся симптом «сознательной социальной изоляции», когда человек максимально ограничивает себя от контактов, изолируется от общества. Происходит срыв адаптационных механизмов защиты, постоянное депрессивное состояние может привести к суициду.
Синдром эмоционального выгорания имеется у многих врачей, особенно длительно работающих, наиболее подвержены ему реаниматологи, травматологи, кардиологи, онкологи, психиатры. Причины понятны - высокая цена ошибки, постоянное столкновение с человеческим страданием, необходимость ему сопереживать, а энергетические и психологические ресурсы любого человека не безграничны. Чем больше он работает в экстремальных условиях, тем больше «выгорает». Обычно этот синдром развивается примерно через 3-4 года после начала работы врачом, когда проходит чувство новизны.
Эмоциональное выгорание - это общая беда врачей, хотя большинство из них недооценивают распространенность этого состояния. В профессии врача есть две крайности: сгорание на работе и равнодушное отношение к работе - чем дальше, тем больше, и это может закончиться конкретным диагнозом и психическим расстройством. Источник синдрома эмоционального выгорания часто лежит в ложной идее всемогущества врача, который должен всегда помогать больному. А на самом деле мы никогда не научимся лечить все болезни, всегда будут больные, которым помочь невозможно, но не каждый врач может принять это. Также стирается всякая граница между профессией и частной жизнью. Эти люди готовы быть врачами круглые сутки. Серьезную проблему в медицине представляют так называемые «случайные люди», которые когда – то по тем или иным причинам выбрали не ту профессию, решив, что они могут помогать другим, а свернуть с этого пути им не представляется возможным: лимит времени, лимит денег, лимит желания что либо делать. Медики лидируют по количеству разводов, зависимостей от алкоголя и других ПАВ, депрессий и самоубийств.
В профилактике эмоционального сгорания одним из необходимых условий является оптимальная организация трудовой деятельности. В коллективе всегда возникает необходимость четко определить ролевое участие каждого сотрудника. В идеале взаимоотношения с руководителем должны строиться на уровне параллельных трансакций психического равноправия эго – состояний Взрослый – Взрослый. Но, как правило, на практике взаимоотношения строятся как Родитель – Ребенок, где успех и качество работы зависят от профессиональной и психологической зрелости руководителя.
Что является профилактикой синдрома "сгорания"?
В России нет системы помощи в преодолении синдрома эмоционального выгорания и несовершенна система правовой защиты медиков. Прежде всего, со стороны администраций ЛПУ должна быть оптимальная организация трудовой деятельности: создание необходимых условий работы, поддержание здорового микроклимата в коллективе, стимулирование и поощрение работников. Необходимо ввести в программу обучения врачей и медицинских сестер их психологическую подготовку и подбор кадров.
Врачи и медсестры должны более углубленно изучать психологию, особенно на этапе последипломного образования, уметь «устанавливать фильтр» в общении с пациентами, избавляться от иррациональных мотиваций типа «я не имею права на ошибку», необходимы некоторые сведения об особенностях психологических реакций больных на заболевание и лечение с тем, чтобы понимать психологическое состояние пациента на том или ином этапе лечения. Понимание и сочувствие к больному должно основываться не на идентификации с ним, а на позиции эмпатии.
Необходимо уделять внимание снижению эмоциональной нагрузки, рассчитывайть свои силы, оставляйть «рабочие эмоции» на работе. Помогают снятию напряжения также дыхательные и физические упражнения, водные процедуры. Обязательные условия - соблюдение режима дня, полноценный сон. Необходимо научиться радоваться приятным мелочам.
Л.Б. Сансанова, медицинский психолог.